Богомолы. Обзорный доклад.

Инсектоидные цивилизации в современной культуре.

Богомолы — инсектоидная цивилизация, обитающая на западе Пандарии. Термин «инсектоидная цивилизация» подразумевает расу, состоящую из существ, по виду и образу жизни напоминающих земных членистоногих — насекомых и пауков. Хотя сам термин «инсектоиды» подразумевает только насекомых, в современной культуре сложилось именно такое его толкование.

 Вообще инсектоидных цивилизаций в литературе, кино и компьютерных играх легион. Этот образ часто используется, когда нужно представить цивилизацию полностью «чужих», абсолютно негуманоидных существ. Причина его успеха — то, что в человеческом сознании он очень удачно расположен. Все видели сообщества насекомых — ульи, муравейники, термитники и т.д. Все знают, что у насекомых есть жесткая многоярусная иерархия, разделение труда — признаки, которые в сознании людей ассоциируются с цивилизацией. Поэтому человеческому сознанию легко представить себе цивилизацию насекомых, в нем уже есть готовые ассоциации. С другой стороны, если мысленно увеличить типичное насекомое примерно до размеров человека, результат получится жутковатый. Поэтому инсектоидная цивилизация — это что-то и понятное, и в то же время страшненькое. Образы паукообразных цивилизаций дополнительно используют довольно распространенную у людей арахнофобию (таковы, например, азеротские нерубы).

Неруб2

 Прежде чем перейти к пандарийским богомолам, я кратко расскажу о трех таких цивилизациях в других выдуманных мирах. Цивилизации выбраны как на основе личных предпочтений, так и благодаря определенным ассоциациям с Азеротом.

Первая цивилизация — это жукеры (buggers) из научно-фантастического цикла Орсона Скотта Карда про Эндера. Первый роман этого цикла, «Игра Эндера», как раз про войну с жукерами, недавно был экранизирован. Образ жукеров, какими их видели при первых контактах — это абсолютно чуждая человечеству злая сила, которая уничтожает людей при любом контакте, не вступает ни в какие переговоры и мешает космической экспансии. Сражаться с жукерами очень трудно, и нужен герой, который обеспечил бы победу в этой войне. Им и становится одиннадцатилетний Эндрю Виггин, генетически являющийся гениальным полководцем. Считая, что он решает на компьютерном симуляторе задачи и сдает экзамен по стратегии, Эндрю на самом деле руководит реальными сражениями с жукерами, а в последнем бою захватывает родную планету жукеров и уничтожает их цивилизацию. Хотя теперь, наконец, стала возможна космическая экспансия, образ Эндрю приобрел в человеческой культуре мрачные тона — он стал Эндером, «тем, кто заканчивает». К тому же вскоре стало ясно, что на самом дел жукеры воевать с людьми не хотели, они хотели контакта, но дело в том, что у них коллективный разум, собственно разумными у них являются только королевы-матки, вот они и пытались найти свой аналог у людей, а солдат воспринимали как чисто техническое препятствие, таких же безмозглых существ, как и их собственные солдаты-насекомые. Впоследствии Эндер сумел успешно имплантировать на одной планете куколку, содержавшую последнюю королеву жукеров. Таким образом, цивилизация жукеров возродилась, но уже на новой основе — как дружественная людям. (*1)

 Вторая цивилизация инсектоидов — это чо-джа из «Имперской трилогии» Р.Фейста и Дж.Вюртц, написанной в жанре псевдоисторической фэнтези. Они — крупные насекомые, что-то среднее между пчелами и муравьями, живут в грандиозных подземных комплексах, называемых «ульями» (hive). Хотя у них, в отличие от жукеров, имеется понятие о личности, и большинство чо-джа разумны, все же у них соборный разум (англ. hive mind), концентрирующийся в королевах ульев, причем разум у них единый на всю цивилизацию, хотя королева имеется в каждом улье. Чо-джа находятся в напряженном псевдосимбиозе с людьми, но героиня трилогии, Мара Акома, оказывается первым человеком, который сумел по-настоящему понять чо-джа и подружиться с ними. Достичь этого ей помогает тот факт, что она является женщиной и главой своего рода, то есть в глазах чо-джа она «человеческая королева», заслуживающая высочайшего почтения. Впоследствии дружба с чо-джа очень сильно помогает Маре достичь своих целей, не только сохранить свой род в тяжелых обстоятельствах, но и полностью изменить закостеневшую политическую систему Империи и обеспечить возможность культурного прогресса.

 И, наконец, третья цивилизация — клаконы из классической компьютерной стратегии Master of Orion. Технологическая цивилизация с мощной промышленностью. Больше она ничем не выделяется из массы других инсектоидных цивилизаций, но в ее названии, «клаконы», вы наверняка слышите сходство с названием фракции, которая представляет богомолов — «клакси».

 Кто такие богомолы и почему они такие.

Итак, богомолы из западных пределов Пандарии. Вообще говоря, хотя у них есть отдельные черты богомолов (манера складывать передние лапки, например), но и по структуре общества, и по жизнедеятельности, и по общему внешнему виду пандарийские богомолы на самом деле… саранча. Если вы посмотрите на фотографию саранчи крупным планом и сравните ее с портретом любого Идеала, например Кил’рука, вы убедитесь, что это действительно одно и то же с точностью до размеров.

 Цивилизация эта исключительно древняя: она существовала в Азероте еще тогда, когда о титанах ничего не слышали, никаких гуманоидов не существовало, и правили планетой Древние Боги. В те же времена существовали еще две цивилизации, обе также инсектоидные: Азжол-Неруб и Ан’Кираж. Таким образом, инсектоиды Азерота — это разумные виды, способные не только сосуществовать, но и процветать под властью Древних Богов. По-видимому, этими Древними Богами они и были сотворены. Как мы знаем, киражи были тесно связаны с силой Древнего Бога К’Туна; можно ожидать, что конкретное божество мы встретим и у богомолов. Так и есть: покровителем богомолов был древний бог И’Шарадж, которого они почитали и которому подчинялись. И’Шарадж был убит в войне с титанами, но богомолы помнят и почитают его до сих пор. Лично мне такая верность симпатична.

 Несмотря на такую древность, гуманоидные цивилизации Пандарии (крупнейшей из которых сейчас являются пандарены) об этой расе почти ничего толком не знают. Точно известно только одно: раз в ровно сто лет неимоверное количество богомолов — как летающих, обладающих крыльями, так и наземных — с достойным лучшего применения упорством атакует Великую Стену, она же Змеиный Хребет, отделяющую земли богомолов от всей остальной Пандарии. Стена эта была построена предыдущей крупнейшей гуманоидной цивилизацией Пандарии, каменными существами, называвшими себя «мОгу», именно для защиты от этих регулярных нападений, изрядно напоминающих классические нашествия саранчи. Пандарены, ранее рабы могу, а ныне их наследники, по-прежнему охраняют и чинят Стену, а к регулярным атакам богомолов готовятся заранее. Но почему они так поступают, и почему именно раз в сто лет — долгое время не знал никто.

 Только события, связанные с появлением Пробудителя — представителя гуманоидной цивилизации, сумевшего получить доверие богомолов — привели к тому, что мы узнали эту таинственную цивилизацию несколько получше.

 Весь их образ жизни, все ценности и приоритеты направлены на одно: сохранение Цикла. Это слово они произносят с благоговением, как высшую ценность. Так и есть — Цикл, связанный с воспроизводством расы, абсолютно превалирует для них надо всем: над личными интересами, над жизнями отдельных богомолов и даже целых групп. Только Цикл имеет ценность, отдельная жизнь — чья бы то ни было — перед ним ничто. Отдельные личности имеют ценность только в том случае, если они помогают сохранять Цикл; в противном случае они либо бесполезны, либо вредны. Тех, кого богомолы считают вредными для Цикла, они убивают безо всякой пощады. Даже собственных Императриц.

Богомол

 Императрицей богомолы называют свою королеву, т.е. старшую воспроизводящую матку. Она у них в каждый момент времени только одна, и время ее правления имеет определенные ограничения (вероятно, не может быть Императрицей, например, слишком старая матка, неспособная к воспроизведению). В отличие от ранее рассмотренных нами инсектоидных цивилизаций, соборного или единого разума у богомолов нет, каждый богомол является индивидуальной личностью, и Императрица не обладает абсолютным контролем над своими подчиненными — за исключением Роя. Рой — это невероятно огромная масса молодых богомолов, только что вылупившихся из яиц, отложенных Императрицей. На роение в нашем традиционном понимании это похоже мало, потому что, по-видимому, в отличие от наших насекомых, в Рое богомолов новая королева отсутствует. Рой появляется один раз в Цикл — каждые сто лет — и обрушивается на Великую Стену в кровавой битве; большая его часть погибает, меньшая отступает. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, отобрать из неимоверного количества молодежи наилучших, а во-вторых, чтобы обеспечить развитие их сознания. Потому что нельзя забывать, что богомолы были созданы Древним Богом, и это весьма четко отражается в сознании только что вылупившегося богомола: он ничего не знает и не понимает, и жаждет только одного — убивать. Вероятно, последующее развитие вида привело к тому, что Рой дает молодежи возможность удовлетворить эту жажду, и в то же время сражение является необходимым катализатором для пробуждения их сознания. В бою Рой подчиняется непосредственно Императрице, которая управляет юными и ничего еще не соображающими богомолами с помощью своей мысленной «песни». Таким образом, что бы там ни думали могу и пандарены, богомолы существуют с ними в своеобразном симбиозе.

 Основная задача Императрицы — обеспечивать своевременное появление Роя. Если императрица пытается как-то вмешаться в этот процесс, такое действие объявляется вредоносным для Цикла, и ее убивают. А судьи кто? Кто выносит такое страшное решение о судьбе правительницы и матери целого вида? Это делает совет старейшин-богомолов, которые и называются «Клакси». Именно на них лежит ответственность за сохранение Цикла, в том числе и за контроль над императрицей. Богомолы говорят, что воля Клакси непреложна. В повседневной жизни Клакси, по-видимому, являются чем-то вроде парламента, т.е. у богомолов не абсолютная монархия, как привычно для других инсектоидных цивилизаций, а ограниченная, мы бы сказали — конституционная.

 Императрицы, наносившие вред Циклу, существовали, и нам известны по меньшей мере две из них. Некогда императрица Зэк’хара попыталась отменить Рой, объясняя это якобы прогрессивными идеями о том, что нужно прекратить бессмысленные потери жизни. На самом же деле Рой и все эти смерти новорожденных богомолов необходимы для Цикла, без него у расы не будет никакого обновления и она вымрет. Единственное, что интересовало Зэк’хару — это желание остаться на троне после того, как выйдет срок ее правления. Поэтому она была уничтожена. И вот теперь, в наше время, императрица Шек’зир тоже нанесла вред Циклу — причем, похоже, побила в этом отношении рекорды всех предыдущих императриц.

 Что бы ни думали другие народы, богомолы — не воинственная раса. Кроме Роя, никаких других случаев их агрессии неизвестно. Что удивительно, учитывая их происхождение от Древних Богов и родство с киражами, которые в свое время давали другим разумным расам жару. Если бы богомолы хотели, вероятно, они могли бы легко захватить другие территории — для этого нужно лишь двинуть в бой не безмозглых новорожденных, а опытных воинов. Но они этого не делают и вполне довольны жизнью в своем довольно небольшом ареале. Интересно, почему? Точный ответ неизвестен, но есть предположение. Дело в том, что цивилизация и культура богомолов тесно связаны с веществом, которое не встречается больше нигде. Это вещество называется янтарь, или кипарит.

SetRatioSize10243000-Mantid-Palace

 В нашем мире янтарь — это окаменевшая смола хвойных деревьев, встречается, как правило, на побережьях. У богомолов янтарем называется затвердевший сок особого вида деревьев, именуемых кипари. Эти деревья — эндемики запада Пандарии, их ареал совпадает с территорией богомолов. Их сок, по-видимому, очень легко и быстро затвердевает, но какое-то время остается жидким на воздухе. Этот сок применяется буквально во всех областях жизни и культуры богомолов: из него делают напитки и лекарства, из затвердевшего янтаря делают оружие и доспехи, янтарь широко применяется в их архитектуре. Мастера, работающие с янтарем, называются «кователями янтаря» и высоко почитаются в обществе богомолов. Кроме того, сок кипари и янтарь широко применяются в их научных разработках. Богомолы говорят: «Янтарь — это жизнь.» Где нет янтаря, там нет богомолов. Они находятся с кипари в постоянном тесном симбиозе. Поэтому территории, на которых не растут деревья кипари, богомолов не интересуют. Они, конечно, культивируют эти деревья, высаживают их, заменяя старые и одряхлевшие деревья, но, по-видимому, слишком большого количества кипари быть не может. Может быть, поэтому богомолы и не стремятся расширить свои территории.

 Мы мало знаем про культуру богомолов, хотя видели их чудесные постройки из янтаря — их архитектура своеобразна, причудлива и по-своему прекрасна. Они прекрасные кузнецы, владеющие секретами ковки изделий из янтаря и живой стали — многие кузнецы Азерота после установления контакта приходили учиться у них. Точно известно, что у богомолов очень мощно развита наука — возможно, это самая развитая раса Азерота в научном отношении. У них великолепные достижения в алхимии, медицине и биологии (причем не больше не меньше как в генетике, местами переходящей в евгенику; для нас евгеника запретна по нравственным причинам, связанным с уважением к личности, но у богомолов этого запрета не существует, поэтому евгеника у них вполне законна.) Они культивируют кипари и, возможно, другие растения. Они модифицируют различные виды животных, приспосабливая их к своим нуждам — таковы, например, знаменитые янтарные скорпионы, очень красивые и надежные верховые животные. Они прекрасно владеют физикой и имеют разработки в столь тонкой науке, как биофизика, в частности, в области, которая и сейчас остается крайне малоразработанной — в физиологии восприятия звука. Они также прекрасные математики и логики.

 Следует упомянуть еще про один важный аспект жизни богомолов. Как уже говорилось, с точки зрения богомолов ценность личности определяется ее полезностью для Цикла. Но бывает так, что некоторые богомолы оказываются особенно полезны. Как правило, это первооткрыватели новых технологий, или те, кто каким-то образом расширил возможности вида, или сделал что-нибудь еще, расцененное клакси как в высшей степени полезное для Цикла. Таким богомолам Совет Клакси дает второе имя, соответствующее их достижениям, и дает им титул Идеалов (по-английски Paragons, «образцовые»). Это все нам понятно, но вот дальнейшая судьба Идеалов может заставить нас вздрогнуть. Их погружают в глубокий сон, заливая янтарным соком, который твердеет вокруг них, и они остаются заключенными в янтарь на долгие века. Эту операцию выполняют особо избранные кователи янтаря, которых после этого немедленно убивают: никто, кроме Клакси, не должен знать, где спрятан Идеал. Зачем эта судьба, которая может показаться нам кошмарной? Напоминаю, что в первую очередь Цикл, а все личные интересы значения не имеют. Идеалов сохраняют на будущее, чтобы они не умерли в свой срок, а могли быть пробуждены в тяжелый для Цикла момент, когда их исключительные таланты нужны более всего. Как правило, они находятся в состоянии глубокой летаргии, все жизненные процессы замедлены, но не остановлены, и янтарь предоставляет им все необходимые для этой жизнедеятельности вещества. На самом деле емкость янтаря ограничена, и через определенное время — достаточно большое, может быть тысячу лет или больше — Идеалов нужно пробуждать, чтобы они не умерли в истощившемся янтаре. К событиям Пандарийской кампании существовало порядка 12 Идеалов, но не все из них благополучно пробудились. (*2)

 Существует еще один вид, с которым богомолы находятся в тесном взаимодействии. Это куньчуны, крупные насекомые, использовавшиеся как рабочий скот и домашние любимцы. Строго говоря, куньчунов использовали точно так же, как мы используем животных, пока один из Идеалов, Каз’тик Манипулятор, не догадался, что куньчуны разумны, как и сами богомолы. Он сумел наладить с ними контакт, сначала с помощью звуковых манипуляций — но эту форму взаимодействия он сам называет примитивной, впоследствии он перешел к другим способам общения — и превратить одного из куньчунов, своего юного питомца Ковока, в грозного союзника в войне.

куньчунь

 Как видите, богомолы живут в тесном контакте с природой и в выверенной гармонии с окружающим миром. Удивительно, что высокоразвитый разум сделал из расы, созданной Древним Богом и несущей разрушительное начало, прекрасную оригинальную цивилизацию, сумевшую достичь многих неповторимых высот.

 Что же произошло недавно?

Ша Страха и его влияние на императрицу Шек’зир.

Как ни симпатичны богомолы нам сейчас, та сущность, которой они поклоняются, ничего хорошего из себя не представляла. Древний Бог И’Шарадж (по-английски I’Shaarj) обладал семью головами, каждая из которых была воплощением некоей разрушительной эмоции. Вообще мне немного страшно думать, что из себя представлял мир с такими богами, которым некому было противостоять. Когда пришли титаны, которых богомолы считают захватчиками, и начали наводить в Азероте свои порядки, И’Шараджа они убили первым. И единственным — говорят, что именно после его смерти земля, которая потом стала Пандарией, откололась от единого Калимдора, и титаны поняли, что Древние Боги есть плоть от плоти этого мира, и убивать их значит разрушать мир, после чего перешли к тактике заключения оных Древних Богов под землю. Последнее дыхание И’Шараджа окутало Пандарию и осталось на ней навсегда. В этом дыхании, в самой сущности Пандарии, остались семь эмоций, связанных с семи головами И’Шараджа — Страх, Злость, Сомнение, Жестокость, Отчаяние, Ненависть и Гордыня. (Мне одному это все напоминает про семь смертных грехов?)

Ишарадж

Пандарены знали, какую страшную сущность имеет их любимая земля, и знали, что эта сущность становится сильнее от любого проявления душевной дисгармонии. Поэтому они развили цивилизацию, основанную на гармонии во всем: и с природой, и с окружающими, и с самими собой. Пандария стала процветающей и благополучной страной. Но во время правления Шаохао, последнего императора пандаренов, произошел Раскол — взорвался Источник Вечности, громадный материк Калимдор раскололся на несколько меньших материков, и вся планета содрогнулась от боли. Хотя Пандария уже давно существовала отдельно от Калимдора, всемирная мука подействовала и на нее, и последнее дыхание И’Шараджа вновь стало набирать силу. Чудовищные эмоции начали давить на Шаохао, и он, по совету великих духов Пандарии — Августейших Небожителей — сразился с ними, тем самым воплотив их в семь могущественных существ, именуемых Ша. Уничтожить Ша было не в силах императора, поэтому он заточил их в подземельях на месте каждой битвы. Впоследствии над каждым из этих подземелий был установлен храм одного из Августейших Небожителей. Победил он шесть Ша, но седьмой — Ша Гордыни — взял над ним верх, и Шаохао решил, что он сам способен справиться со всеми возможными трудностями. Поэтому Пандария и скрылась в туманах.

 Но во время Катаклизма туманы разошлись, Альянс и Орда обнаружили Пандарию, и Ша, обретшие в их конфликте новые силы, вырвались из заточения, наводнив Пандарию своей силой и своими мелкими проявлениями. Одним из них был Ша Страха.

 Ша Страха был заточен под храмом Черного Быка Нюцзао, на острове к западу от Пандарии. Вырвавшись из заточения, он двинулся в сторону материка, и первой цивилизацией, которая попалась ему на пути, было государство богомолов. Тень Ша накрыла их земли. Ранее пышные и плодородные территории превратились в бесплодные пустыни, пылающие черно-белым пламенем Ша и называемые ныне Жуткими Пустошами. Мирные животные, пораженные скверной Ша, превратились в изуродованных кровожадных монстров. Даже небо над Жуткими Пустошами превратилось в черно-белую воронку. А многие богомолы, терзаемые неизбывным страхом, резко изменили свое поведение. Больше всех, похоже, пострадала императрица Шек’зир. Клакси, вроде бы избежавшие влияния Ша, осуждают ее, но, возможно, мы бы ее пожалели. Просто богомолы не знают такого понятия, как жалость — даже к собственным императрицам. С их точки зрения она стала вредной для Цикла — и этого достаточно.

 Так или иначе, императрица Шек’зир стала жертвой тяжелейшей паранойи. Ей стало казаться, что везде изменники и враги, которых нужно немедленно уничтожить, и она стала делить богомолов на «верных» и «неверных». Понятно, что в чем-то она была права, потому что клакси отнюдь не собирались поддерживать ее бред и тем самым автоматически стали «врагами» и «неверными». Разумеется, среди богомолов нашлось немало тех, кто воспользовался паранойей императрицы и сделал моментальную карьеру, невероятную в нормальные времена, всего лишь соглашаясь с ее бредом и твердя ей о своей верности и готовности все сделать так, как она скажет. Шек’зир, по-видимому, стало казаться, что пандарены хотят напасть на земли богомолов, и она решила развязать войну первой. Для этого она ускорила появление Роя, выпустив его на 10 лет раньше, когда пандарены были еще не готовы к нему. Причем ускоренно вылупившиеся богомолы были неполноценны, по-видимому, неспособны к развитию самостоятельного сознания. Но это предельно устраивало Шек’зир, которой нужно было получить не новое молодое поколение нормальных богомолов, а безоговорочно подчиняющихся солдат. Тех, у кого нет своего разума, бояться не нужно, думала измученная императрица. Вот не дай Солнце кому-нибудь такой судьбы…

Кроме того, верные императрице чиновники-богомолы вывернули наизнанку всю культуру и экономику государства, направив их на нужды готовящейся войны. Они нарушили все запреты и ограничения как на использование научных разработок, так и на использование ресурсов. Так, почти все взрослые деревья кипари были опустошены и убиты, чтобы получить из них как можно больше сока прямо сейчас. Сок добывался и из молодых деревьев, которые пока еще нельзя было использовать для этого. Сок кипари был, видимо, нужен для изготовления оружия и доспехов, а также модификации животных, из которых подданные императрицы пытались сделать военные машины.

 И без того измученные земли прорезал ров, где власть ужаса стала безграничной. Двумя ветвями этот ров тянулся от дворца свихнувшейся императрицы к Великой Стене: одна — к Вратам Заходящего Солнца, где Шадо-Пан, военный орден пандаренов, вел неустанную борьбу с роем; вторая — южнее, к Полям Каменного Плуга, пробив стену и выплеснув черную энергию ша в зеленую Долину Четырех Ветров. (*3) Во рву и вокруг дворца маршируют колонны богомолов-военных под командованием верных императрице офицеров, бродят превращенные в военные машины куньчуны, а биологи-манипуляторы пытаются изуродовать разумы куньчунов-детенышей. Вот такая милая картина ожидает смельчака, который спустился по веревке со Стены на Террасу Гуртан. Сам же Ша Страха, получив такой роскошный источник пищи, осмелел, набрался сил и двинулся дальше на восток, чтобы осесть на Террасе Вечной Весны.

 Клакси прекрасно понимали, к чему это все приведет. Да, полчища богомолов способны захватить Пандарию. Но от самой их цивилизации не останется ничего — разрушительный страх поглотит ее полностью. Цикл прервется, и богомолы вымрут. Поэтому клакси возглавили оппозицию. Понятно, что в таких обстоятельствах для них ценен любой союзник, поэтому, хотя кое-кто из клакси и шипел по поводу «низших рас», в конце концов было признано, что герой из-за пределов Пандарии может быть полезен. Так началась цепочка событий, которая привела к тому, что впервые в истории кто-то, не являющийся богомолом, получил доверие клакси и многое узнал о цивилизации богомолов. Узнал он и о том, что несмотря на весь тот шабаш, который творится в их землях сейчас, богомолы по-прежнему почитают И’Шараджа.

 Но к чему привело это почитание — это совсем другая история, которую рассказывала Ивинг во время похода в Осаду Оргриммара. А мы обратимся к средоточию ужаса, который устроил Ша Страха в землях богомолов — к дворцу императрицы, получившему имя Сердце Страха, штурм которого и положил конец правлению несчастной Шек’зир.

 Сердце Страха и с чем его едят.

Сердце Страха — это резиденция императрицы, в которой собрались верные ей сановники. Их-то и нужно убить, дабы Цикл продолжился.

СС

 Общая обстановка Сердца Страха соответствует его названию. Прямо в вестибюле, после входа во дворец, мы увидим еще живых богомолов, насаженных на какие-то острые предметы. Дальше будет хуже. Но самого Ша Страха здесь нет, он на Террасе Вечной Весны. Дворцом безраздельно правит обезумевшая от паранойи императрица Шек’зир.

 Первым из сановников Шек’зир нас встретит Императорский визирь Зор’лок. Его называют Голосом Императрицы. Это крупный богомол, который всю свою жизнь целиком и полностью был предан Шек’зир и не оставил ее, когда она подпала под власть Ша Страха. Такая верность, безусловно, похвальна, но, с другой стороны, воля клакси непреложна.

 Далее нам предстоит поговорить с лучшим воином богомолов Таяком с янтарным фламбергом в руке. По отзывам, перед боем его стоит послушать.

 Попав на следующий этаж, мы столкнемся с гигантским куньчуном Гаралоном — по-видимому, это плод усилий биологов императрицы, превращающих куньчунов в жуткие боевые машины. Насколько им это удалось — покажет опыт.

 Повелитель Ветров Мел’джарак командует воздушными войсками императрицы. Поскольку это основная ударная сила богомолов, то для ликвидации военной угрозы стоит начать с этого военачальника.

 Ваятель янтаря Ун’сок принадлежит, как уже было сказано, к почитаемой касте алхимиков-мастеров. Но близость к шанутой императрице повлияла на его разум. Безумный ученый — это всегда туши свет, бросай гранату. Будьте осторожны — он знает свойства янтаря как никто и способен превратить его в оружие прямо в ходе боя.

 И, наконец, сама императрица Шек’зир — крупная и довольно красивая богомолиха. Ей бы еще править и править, но увы, характерная для Азерота вирусная шизофрения в лице Ша Страха лишила ее будущего. Может, не стоит жалеть правительницу тех, кто не знает жалости, но у меня не получается.

 А что дальше?

 Каковы перспективы у богомольей цивилизации?

 Нам так и не удалось узнать ничего насчет молодой императрицы, которая должна сменить Шек’зир. Скорее всего, она существует, но еще слишком мала, чтобы взять на себя бремя правления. По-видимому, Клакси оберегают ее еще тщательнее, чем они оберегали Идеалов, и даже намеком не обмолвятся, где ее прячут и в каком она состоянии. Нам остается только надеяться, что с ней будет в порядке. Временно Клакси полностью взяли правление на себя.

 Как бы то ни было, у богомолов впервые случилось плодотворное сотрудничество с другими расами (в лице нас). Что будет дальше — замкнутся ли они снова за Стеной или все-таки начнут нормальное общение с пандаренами и прочими жителями Пандарии, не знает никто. Конечно, нелегко наладить дипломатическое отношение с теми, на кого каждые сто лет как по часам обрушивается ваше войско; но богомолам, как мы знаем, Рой необходим. Как они будут решать эту проблему — тоже покажет только время.

 Конечно, сейчас перед богомолами стоит задача навести порядок на своей земле и хоть как-то возродить нормальное функционирование собственной цивилизации.

 Кроме того, поскольку все их Идеалы погибли (хотя это другая история), по-видимому, будут избраны новые Идеалы, скорее всего среди молодых богомолов, отличившихся во время сражений с Шек’зир. Кто эти избранники, которые сочтут для себя честью отказаться от привычной жизни и уйти в анабиоз ради того, чтобы помогать своему народу в будущем — тоже покажет лишь время. (*4)

Примечания.

(*1) Также интересно, что выросший Эндер написал книгу, которая стала основой новой религии — религии без божества, религии нравственного плана, связанной с примирением живущих со смертью, с фактом потери близких существ. Книга называлась Speaker for the Dead («Говорящий за мертвых»), так же стали называться и священники этой религии, первым из которых стал Эндер. Так же назывался в оригинале и второй роман цикла, в русском переводе — «Голос Тех, Кого Нет». Если вы встречали в Таладоре, или ваши альянсовские персонажи встречали в Долине Призрачной Луны, экзарха Маладаара, главу культа аукенаев, вы могли обратить внимание, что его титул — «Голос Тех, Кого Нет», в оригинале Speaker for the Dead. Это аллюзия на Эндрю Виггина, потому что оба они священники и знаковые фигуры религий, связанных с взаимодействием мира живых и мира мертвых. Вот так неожиданно переплетаются факты.

(*2) Если вы хотите подробно узнать, какие это были Идеалы, благодаря чему они стали такими, что они сделали, и каковы их судьбы, я предлагаю обратиться к прекрасной работе почтенного Чийвы, которая находится в библиотеке Ордена Хранителей Легенд и так и называется — «Идеалы Клакси».

(*3) Кстати, интересный факт: если подлететь к пролому со стороны Долины, там стена только немного обвалилась сверху. Если же перелететь через стену и посмотреть на пролом со стороны Жутких Пустошей, видно, что стена обрушена до самого основания. Почему это так и что это значит, я не знаю.

(*4) Желающим получше узнать об истории и психологии богомолов я рекомендую рассказ Роберта Брукса «Смерть с небес», посвященный идеалу Кил’руку и опубликованный на официальном сайте. Рассказ маленький, но очень емкий.

You may also like...

2 Responses

  1. Deon:

    Shiver me timbers, them’s some great inoanmftior.

  2. cartierlovejesduas Работает отлично как и всегда (iPhone4 и iPhone5). На 5ке 7я ось, но никакого параллакс-эффекта не наблюдаю. Русский пока не везде, если копнуть глубже — только инглиш, но уже приятнее, что и на нас обратили внимание.
    fake kette love http://www.neuestearmband.net/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>