Проклятые солнцем

0_1472f4_7641a6b0_XL

«Смахивающие на крыс мерзкие кобольды издавна живут в глубинах гор и пещер Красногорья. Эти нечистоплотные существа более всего известны склонностью к рытью нор и ветвящихся подземных поселений. Совсем недавно кобольды попали под власть беспощадных гноллов, которые стали всячески угнетать их, заставляя работать круглые сутки. После порабощения исторически миролюбивые кобольды стали жестокими и агрессивными по отношению ко всем, кто попытается нарушить их распорядок жизни…»

Всемирная Энциклопедия Азерота, составленная Лигой Исследователей Стальгорна

Если вы думаете, что тут написана истинная правда и больше к этой правде добавить нечего, то вы, вероятно, дворф. Ибо только дворфы из всех известных мне разумных рас питают непреодолимую тягу к четким формулировкам, и при этом терпеть не могут всяческие дополнения и поправки. Даже зануды-люди, более прочих забав предпочитающие сыпать невесть откуда вырванными с корнем цитатами направо и налево, все-таки ставят в своих исторических документах сноски и звездочки, дворфы же уверены: что вырублено на камне, то вырублено, и нечего тут лезть со своими трактовками. К счастью, среди наших читателей немало представителей несколько более прогрессивных рас, и потому автор, к своей несказанной радости, не завершает на этом свой рассказ о малой расе кобольдов, а, напротив, делает большой глоток янтарного эля с Седых Холмов и устраивается поудобнее. Итак, начнем. Знаете ли вы, откуда взялись в Азероте кобольды?..

«Мерзкие крысы!»

0_1472e1_db214b45_L

Откуда взялись в Азероте кобольды, доподлинно не известно. Судя по дворфийским летописям, они вообще были там всегда, причем в таких количествах, что копать руду было решительно невозможно — куда кирку не воткнешь, обязательно попадешь в кобольда. Никакой жизни от них. Как можно вообще заниматься горным делом в таких условиях? Люди, раса куда более молодая и импульсивная, чем дворфы, пытались бороться с кобольдами огнем и мечом. Мол, не дело это — шахты захватывать, золото на землях человечьих копать. Ну и что, что заброшено? Это вам заброшено, а у нас технический перерыв на четыреста лет. С кем не бывает. Поэтому нечего тут свои крысиные гнезда вить и выводки… выводить. Вот вам острым мечом по лысому хвосту! И не появляйтесь тут больше!

Кобольды, разумеется, появлялись. Снова и снова. Естественные пещеры, глубокие подземные туннели, заброшенные шахты и древние переходы полнились топотом маленьких лапок, согревались дыханием сотен кобольдских носов и освещались пламенем маленьких нашлемных свечек. Свечки эти раздражают представителей наземных рас больше всего. «Мерзкие крысы носятся со своими свечами, как Бронзобород с писаной тысячелетней торбой, — рассказывает Гордон МакИвор, прославившийся в молодости тем, что разорил и сжег десятки кобольдовых нор по всему Красногорью, — ты над ними меч заносишь, им даже пятиться некуда уже, а они не падают на колени, не молят о пощаде — закрывают своими тонкими кривыми лапками пламя свечи, чтобы я его своей бранью не загасил. Тьфу, мерзость!».

0_1472f3_81ccd715_XL

С не меньшим презрением относятся к кобольдам и их свечкам представители Гномрегана: «Тупые крысотвари! — негодует Горин Швыркокрут, специалист по очистке помещений от радиационного загрязнения, — Если бы не их дурацкие свечки, у нас бы не было таких проблем с подбором реагентов! Из-за того, что они в Гномрегане по всем углам попрятались, нам пришлось всю свою программу Очищения переделывать. Так бы распылили Глютохреконат-VII, закрыли все туннели на две недели, пока он там нейтрализует радиационные пары и выпадает солью, и делов. Но нельзя же распылять взрывчатый газ в помещении, где могут сидеть тупицы с зажжеными свечками!».

Однако, несмотря на то, что среднестатистический кобольд вызывает у среднестатистического представителя произвольной старшей расы лишь раздражение и желание «немедленно прибить эту пакость тяжелым молотом», кобольды довольно успешно наладили торговые и политические связи со многими народами и фракциями, а их торговые представители свободно говорят на всеобщем, дворфийском, талассийском и зандали. Благодаря чему, например, издревле кобольды обменивали золото на свечки и прочие предметы первой необходимости у гоблинов, торговали с тролльскими шаманами древними артефактами и костями неведомых животных, которые в изобилии попадаются в горных туннелях и даже рыли для дворфов первичные горные проходы на заказ. Причем вручную. А уж дворфы потом пригоняли в эти проходы всякую технику и специально обученных камнетесов, и оформляли искусственные туннели и пещеры в своем дворфском стиле. Ну, со всякими там массивными зданиями, круглыми люками в полу и дурацкими рунами на стенах. Жаровни везде расставляли, лаву пускали течь по искусственным руслам… то же мне архитектура. Медленно и глупо. Именно поэтому в Стальгорне полным-полно всяческих тайных проходов и неоформленных пещер — кобольды-то рыли быстро, а дворфам только дай развернуться, и они три сотни лет будут один маленький грот лепниной оформлять. Для потомков.

0_1472f0_3576243f_XL

Известны и случаи взаимодействия кобольдов с другими малыми расами Азерота. Например, у большинства кобольдовых кланов Восточных Королевств заключен крепкий союз с гарпиями: крысолюди охраняют гнезда гарпий и обеспечивают их детенышей нежными пещерными червями и прочими деликатесами подземного мира, а гарпии охраняют поселения кобольдов от непрошенных гостей-наземников. Союз этот настолько древний и настолько выгодный, что вы можете быть уверены — если где-то есть гнездо гарпий, значит, под ним живет выводок кобольдов, а то и целый клан в соседних холмах расквартировался. А собираясь на охоту за кобольдовыми свечками, не забудьте прихватить пару сетей для нейтрализации летучих куриц — это поможет вам избежать множества мелких проблем. Кстати, специалисты говорят, что суп из гарпиевых крылышек приобретает неповторимый вкус и аромат, если добавить в него растертые в порошок уши кобольдов.

У северных кобольдов, известных под именем снобольдов, существует не менее крепкий союз с магнатаврами. Однако природа этого союза совсем другая, глубоко религиозная и имеющая довольно посредственное отношение к защите гнездовий и прочим насущным делам, поэтому о магнатаврах и снобольдах мы поговорим немного позже. Ну, чтобы не сбиваться с ритма.

Подземный народец


0_1472f1_b460305c_XL

На первый взгляд социальная структура кобольдов проста и прямолинейна, как покрой штанов Ната Пэгла: стая живет вместе, роет землю, спит в одной пещере и все кобольды на вид одинаковы. Однако стоит лишь присмотреться чуть повнимательней, и сразу станет видно, что устройство общества кобольдов многогранно, витиевато и достаточно разнообразно, то есть меняется от общины к общине. Собственно, общих черт у кобольдов разных ареалов всего три: они живут кучками, у них патриархат и все они очень трепетно относятся к свечкам на своих головах. На этом общие черты заканчиваются и начинаются сплошные частности.

Во-первых, хоть все кобольды и делятся на кланы по крови, внутри каждого клана может существовать одновременно от трех до сорока трех выводков — группы кобольдов, рожденных одной матерью. Да, это странно, но в обществе, в котором царит патриархат, род считается все равно по матерям, потому что никто никогда не может сказать, кто был конкретному кобольду отцом — это довольно сложно технически, особенно учитывая особенности брачных ритуалов кобольдов. Как и их близкие родственники, крысы, кобольды живут большими группами, спят в одном помещении (чем кучнее, тем теплее) и ведут общее хозяйство. Так, например, пропитание, собранное ответственной группой добытчиков за день, сначала сваливается в одну кучу, а затем уже коммунистически распределяется между всеми членами стаи. Так что если кобольды голодают — то голодают сразу все, а если что-то празднуют — то эхо этого праздника долетает до подножия Хиджала. К сожалению, празднуют они в последнее время не очень часто. Да и с чего бы? Катаклизм мало радости принес подземным народам…


0_1472f6_71d70868_XL

Женщины и дети живут в особых подземных норах — родилищах. Это рукотворные пещеры специфической архиектуры, чаще всего вырытые довольно глубоко под землей и расположенные при этом максимально близко к горячим источникам, озерам с лавой и прочим теплым подземным природным явлениям. Отчасти это связано с тем, что для успешного развития потомства кобольдам требуется тепло и минимальная сырость, а где его еще под землей найдешь. Отчасти — с исповедуемой кобольдами религией, в которой символами божественного покровительства являются тепло и огонь. Впрочем, о религии я расскажу вам немного позже. Да, женщины кобольдов довольно-таки несчастные и бесправные существа по нашим меркам: они не смеют показаться на поверхности или на верхних уровнях подземелий под страхом смерти, не могут обучать ничему, кроме социальных правил, своих отпрысков мужского рода, не могут носить личных имен и одежды. Всю свою жизнь женщины кобольдов проводят в родилищах, жилых камерах и священных норах, поэтому наземники их практически никогда не видят и пребывают в святой уверенности, будто бы кобольды родятся из камня. Или будто бы их «изрыгает сама земля», как писал в своем дневнике Гордон МакИвор после двадцать третьего антикобольдового похода на Вторую Западную Шахту в Красногорье.

Все кобольды мужского пола, достигшие определенного возраста, поднимаются на верхние подземные уровни и начинают копать. Собственно, копают они дальше всю свою жизнь, изредка прерываясь на религиозные праздники и периоды размножения, и от того, насколько успешны их копательные работы, напрямую зависят положение кобольдов в обществе, длина их родового имени и шанс попасть в лучший мир после смерти. В отличие от большинства прочих рас Азерота кобольды не ценят ни воинской доблести, ни умения убивать других живых существ — именно поэтому всякие необразованные люди и дворфы считают этих существ трусами и неумехами. Более того, религия кобольдам драться запрещает. Обнажать оружие им можно только для защиты гнездовья, символов религии и собственной матери. Потомство, что характерно, защищать не обязательно.


0_1472f2_3f5a48bd_XL

Четырежды в год, в дни равноденствий и солнцестояний, все кобольды спускаются глубоко под землю, чтобы отпраздновать свои кобольдовые праздники и дать начало новым поколениям. Происходит все это действо все в тех же теплых родилищах под специальные песнопения, танцы и прочие обряды. Празднование длится обычно несколько суток, и музыка порой слышна прямо из-под земли (особенно в горной местности, где вся земля в расщелинах и трещинах). В Красногорье по этому поводу даже родилась легенда о загадочном подземном народце, который в дни солнцестояний празднует чего-то там свое глубоко под землей и делится счастьем с каждым, кому довелось услышать звук праздничных барабанов. А если кто спустится под землю и примет участие в праздненстве, мол, выйдет наружу через сотни лет и будет считать, что пробыл под землей всего пару дней (видимо, так шахтеры перед женами за недельное отсутствие дома оправдывались). В общем-то, легенда даже недалека от истины. Ну, если не считать того, что люди под «подземным народцем» подразумевают обычно соблазнительных малоодетых дев с потрясающими способностями к танцам живота, а кобольды, даже если они женщины, под это определение не подходят никоим образом.


Проклятые солнцем

0_1472eb_38e956cc_XL (1)

В основе религии кобольдов лежит страшная драма. Дело в том, что кобольды, по их собственному убеждению, ведут свой род напрямую от Солнца. И раньше они все были белыми, пушистыми, счастливыми и с кисточками на хвостах. Жили в лесу, ели грибы-ягоды, горя не знали и вообще были нормальными жителями Азерота, как все. Но однажды, промозглой осенней ночью, трем женщинам из племени кобольдов стало холодно. Ну вы понимаете — ноябрь, дождь, все тропинки в лесу развезло, ветер воет… в общем, забились они в маленькую пещерку где-то в абстрактных горах, свернулись клубочком и попытались уснуть. Сон не шел. Зубы стучали. Кисточки на хвостах мелко подергивались. И тогда замерзающие дамы ничтоже сумняшеся обратились к Солнцу-Отцу: мол, согрей нас, папенька, мы же твои милые пушистые дочери, нам тут мокро и укладка на спине от сырости не держится. Солнце сжалилось над бедными девушками и одарило их несколькими солнечными лучами для согреву, строго наказав лучи поутру вернуть, а то нечем будет Азерот на севере освещать. Кобольды запалили из солнечных лучей костер, согрелись, разомлели… и уснули. А когда проснулись, костер потух и последний золотой уголек угасал у них на глазах. Девушки, конечно, бросились уголек раздувать, но только было-то уже поздно: теплое золото солнечных лучей впиталось в землю, и никак его теперь оттуда было не достать.

Сказать, что солнце разгневалось — это ничего не сказать. Ну а что, каждый бы на его месте разгневался! Ты тут последние лучи от себя отрываешь, а эти девочки дрыхнут себе и все твое тепло отдают вечно холодному-голодному камню. Еще бы тут не гневаться. В общем, Солнце злобно зыркнуло на своих детей (карать — так всех!) и стало светить так ярко и гореть так жарко, что все кобольды немедленно переслепли и попрятались в злополучную пещеру от небесного гнева. Где через некоторое время вытащили из виновниц все подробности о случившемся. Шаманы тут же устроили совет, долго-долго совещались между собой и пришли к неутешительному выводу: пока Отцу-Солнцу долг не выплатим, на глаза ему показываться не стоит. Так что женщин — наказать и спрятать подальше, чтоб небесному светилу глаза не мозолили лишний раз, мужчинам — по кирке и вперед, искать золото солнечных угольков по всему Азероту.


0_1472f8_8b19e250_XL

Так и ищут. Практически круглосуточно, прерываясь только на сон, праздники и защиту гнездовий. Поисками занято все взрослое население мужского пола, все найденные сокровища и золотая руда отправляются сначала к женщинам, которые все это обрабатывают, чистят и сортируют, а затем — в специальные подземные хранилища, которые регулярно инспектируют жрецы культа Солнца. Согласно верованиям кобольдов, когда золота наберется достаточно, кобольды бросят свои кирки, поднимутся на поверхность и сложат свои сокровища на вершине самой высокой горы Азерота, чтобы Солнце вернуло себе свои потерянные лучи и простило, наконец, своих детей.


Священный огонь

0_1472fa_26ad32f2_XL

Оторванные от своего Отца, погребенные под километровым слоем камня, слепые и криволапые, кобольды все равно чувствуют свою духовную связь с Солнцем и светом. Каждый кобольд мужского пола, достигший определенного возраста и способный думать не только о материнском молоке и здоровом сне, проходит специальный ритуал посвящения, на котором получает персональную свечку, фитиль которой зажжен от пламени святых костров (которые, в свою очередь, вроде как ведут свой род от того самого солнечного костра, хоть это и не согласуется с легендой). Таким образом мальчика причисляют к детям солнца, дают ему персональное имя и возможность начать учиться горному делу или священным песням его народа. Кстати, женщинам-кобольдам специальной свечки не дают. Считается, что женщины все равно живут в общине и все время ходят стайкой, поэтому личного огня им иметь не положено — все равно далеко от священных костров не отходят, нечего еще на них свечи переводить. Самим не хватает.

Кобольды верят, что в тот миг, когда гаснет священная свеча, душа кобольда отрывается от народа и навсегда теряет из виду дорогу в небесный мир, куда все дети солнца переносятся после смерти. Поэтому очень важно не дать свече погаснуть, пока ты жив — каждый кобольд имеет при себе обычно запас свечей и меняет огарки регулярно. Несмотря на кажущуюся строгость обычая, для опытного кобольда сохранить пламя негасимым не составляет особого труда — священники-шаманы давно уже научились накладывать специальные чары на закупленные у гоблинов свечи, к тому же каждый кобольд с детства знает заклинание безветрия. Также известны случаи, когда некоторым кобольдам на специальных обрядах выдавали новые свечи (вместе с новыми именами), так что в теории у всех крысолюдей есть второй шанс попасть на небо. Если бы люди относились к своей религией с такой же практичностью, земли Восточных Королевств впитали бы значительно меньше крови…


0_1472e8_15386d84_XL


Четыре раза в год, в дни равноденствий и солнцестояний, кобольды разжигают большие косты от пламени свечей всего клана и головешек общих костров, а после снова расходятся каждый по своей норе, унося в своем личном пламени частичку пламени всего своего клана. Они верят, что таким образом становятся единым, сильным и неделимым народом, который достоин получить прощение небесного светила и уж точно никогда не склонится перед всякими там тупыми высшими расами. Погибая, каждый кобольд верит, что душа его попадет на небо, а пламя его свечи сольется с пламенем недр земли. Сложно, конечно, поверить, что вот это трясущееся существо у ваших ног может мыслить подобными высокими категориями, но попробуйте заглянуть в лицо кобольду, которого только что порубали топором — и вы увидите на нем выражение неземного спокойствия, граничащего с блаженством. Говорят, такие лица обычно бывают у друидов, не одну сотню лет погруженных в изумрудный сон.


Великий Исход

0_1472e9_297954ec_XL

Как и у любого другого народа, столь яростно исповедующего одну религию на всех, у кобольдов нашлись свои подвижники и реформаторы. Верховный жрец некоего северного клана, сотни лет обитавшего в пещерах Кель’Таласа, в один прекрасный день окинул хозяйским взглядом вверенную ему сокровищу и решил, что там уже скопилось столько золота и драгоценных камней, что на три Солнца хватит. После чего повелел каждому кобольду клана туго набить сокровищами заплечный мешок, зафрахтовал гоблинский дирижабль и повел свой народ на север, в далекий Нордскол, чтобы лично встретиться с Отцом-Солнцем и отдать ему в руки разграбленное сотни лет назад имущество.

Дальше все шло по традиционному для подобных Исходов сценарию: дирижабль потерпел крушение в Борейской Тундре по вине бортового инженера, половина клана сгорела в страшном пламени гоблинского топлива,  а вторая половина потравилась получившимися газами. И в полузабытьи, как это водится у религиозных фанатиков, все выжившие потащились на ближайший холм раскладывать сокровища, чтобы они попались на глаза светилу. А когда эта работа была закончена и измученные кобольды подняли глаза к небу, небо осветило их красочным северным сиянием, под которым безжизненная тундра преобразилась: словно множество ритуальных костров, до самого горизонта алели и багровели в такт переливам сияния кусты огнетравы. Мимо пропорхала бабочка-огневка. «Небесный мир! — возопили кобольды и попадали на колени, — Отец простил нас и принял, живыми, в небесный мир!».

0_1472ed_997f6d82_XL

Так кобольды обосновались в Нордсколе. Самоназвание они сменили, превратившись из кобольдов, детей солнца, в снобольдов, любимцев солнца. Свечи на головах сменились маленькими жаровнями с огнетравой (чья смола, как известно всякому исследователю Нордскола, выделяет специальные пары, поддерживающие долгое, жаркое и практически прозрачное пламя). Шаманы занялись изучением огненной стихии и быстро нашли язык с нужными элементалями. Снобольды научились проводить больше времени на поверхности — северное солнце светит значительно слабее, глаз не слепит, лапы не обжигает и можно спокойно бегать по снегу куда угодно.

Спустя некоторое время снобольды познакомились с племенем магнотавров и заключили взаимовыгодный союз: снобольды обживают, декорируют и отапливают бесконечные магнатаврские пещеры, а магнатавры в ответ защищают маленький крысиный народец от всех остальных обитателей Бореи, живых и мертвых. Случайному прохожему может показаться, будто бы снобольды находятся у магнатавров в рабстве, или что магнатавры воспринимают снобольдов как милых домашних животных, однако это совсем не так. Дело в том, что сами магнатавры — народ значительно менее развитый духовно и интеллектуально, чем снобольды, и потому крысолюдям легко удалось обратить этих гигантов в свою веру. Так что теперь магнатавры уверены — если бы не снобольды, блуждать бы им в потемках собственных душ еще не одну сотню лет. Со временем магнатавры и снобольды расселились по всему Нордсколу и выстроили потрясающей красоты подземные святилища, и пусть будет стыдно тому, кто скажет, что архитектурное разнообразие этих святилищ оставляет желать лучшего.

И несметные сокровища, разумеется

И напоследок вернемся суровой реальности Старого Азерота. Вот представьте себе, что вы живете где-то там на землях лордеронских, копаете круглый год картошку или пасете коз. И с детства вам рассказывают про грязных противных крысолюдей, которые в старых заброшенных шахтах тоннами копят золото. Что вы сделаете, когда увидите живых кобольдов в родном лесу? Ну правильно, соберете друзей, возьмете топоры и пойдете за сокровищами. Вам-то они нужнее. Вы-то новую корову купите, сарай подновите и соседской Мирке красную юбку купите. А кобольды… да что кобольды? Еще накопают.

Стремление прибрать к рукам чужое богатство — известная черта людей. И гномов. И эльфов. И гноллов каких-нибудь. Да что там говорить — даже благороднейший из ордынских героев, Рексар из народа Мок’Натал, добыл начальный капитал для строительства Оргриммара в Дуротаре нечестным путем. То есть просто пошел и убил Наггрина Однозуба, духовного отца клана кобольдов Красного Камня, разграбил клановую сокровищницу, а под конец еще и волшебную шапку стащил. Которую в клане кобольды от вождя к вождю триста лет передавали. А что там церемониться? Кобольды — они и есть кобольды. Мерзкие крысы…

You may also like...

12 Responses

  1. Спасибо, отличная статья… Пойду, наверное, верну беднягам свечки, так подло отобранные у них прошлым летом… Я то думал, что они их используют для проведения подземных терактов, не зря в последнее время земля из-под ног уходит… :)

  2. Планку качества подняли ещё выше. Кто установит следующий рекорд?

    • Hehe!E clasic do0;mentul&#823cu;) Si asta e aprecierea foarte optimista ca numarul de F-35 cumparate ramane blocat la 68… Buba e ca s-ar putea sa scada. Si atunci Pretul unitar pe tata durata de exploatare va fi mai mare.Oricum, pretul de achizitie pentru cele 68 de bucati e doar estimat…

  3. Да, очень хорошо написано

  4. Пир духа и балдеж за утренней кружкой кофе. В очередной раз офицьяльно заявляю — Вы, Хранители, классные. И все вместе и каждый в отдельности.

  5. Аятарра:

    Потрясающе!
    Спасибо, Яэль :)

  6. Всё равно эти кобольды мерзкие грязные крысы. Я даже не знаю, кто хуже, кобольды или трогги =

  7. мне они всегда нравились.
    а статья вдвойне растрогала.

  8. Зара:

    Очень понравилось. Интресно написано и красиво оформлено. Есть пара мелких замечаний по существу.

  9. Слов нет, одни эмоции!
    Однако эмоции сподвигли на пару слов)
    Как-то с месяцок назад семидесятником руду в Элвине копал, несколько раз подвернулись под горячую кирку… пара «штук» дорогу на небеса уже не найдет( Так я тогда прям вслух сказал – «куда ж ты лезешь малыш»)) чет вспомнилось после прочтения)
    Великолепный стиль написания и изложения информации. Браво!
    Спасибо.

    P.S. Замечание есть, да — мало)))

  10. Бомбата:

    Настоящая научная работа!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>