Магия Света. История, природа, применение.

Прежде, чем начать разговор о магии Света, давайте поговорим о религии. Что вы вообще знаете о религиях Азерота? Религия — это такая особая форма осознания мира, основанная на вашей личной вере в сверхъестественное. Поскольку Азерот – мир магический, и сверхъестественное тут встречается на каждом шагу, наши религии весьма разнообразны и порой основаны на взаимоисключающих понятиях. Тем не менее, у всех религий можно найти общие черты – например, олицетворение тайных сил. Поскольку религия предполагает наличие определенных моральных норм, типов поведения и культовых действий, это самое олицетворение ей просто необходимо (нужно же знать, на какой идеал ориентироваться). Разумеется, бог или богиня всегда похожи на своих верующих, и его или ее основные качества и социальная роль всегда соотвествует потребностям поклоняющихся.

Так, например, кал’дореи поклоняются богине лунного света, Элуне, полагая ее древнейшим началом, матерью всего сущего и покровительницей жизни. А, скажем, наги почитают как божество Азшару, покровительницу угнетенных и обиженных. Люди, в большинстве своем, верят в Истинный Свет, некую аморфную субстанцию, но почитают при этом вполне конкретных святых, которых этот Истинный Свет коснулся и преобразил. Показательны в этом отношении араккоа, жители Дренора – их грозный бог, Террок, представляет собой воплощение темного начала и олицетворяет, по сути, вымирание вида людей-птиц, страшное и неотвратимое.

Религии нашего мира, как видите, весьма разнообразны. Однако их происхождение и, так сказать, смысл абсолютно одинаковы. Во всех случаях люди (эльфы, наги, араккоа) искренне верят в определенное мироустройство, отлично представляют себе образ собственного бога (или его полномочных представителей, как в случае с Истинным Светом) и… создают тем источник магии Света.

1. Природа магии Света. Вера и разум

Итак, магия Света основана на вере. В принципе, маг может верить во что угодно – хоть в Элуну, хоть в Рагнароса, хоть в мир во всем мире. Вся сложность заключается в том, что вера эта должна быть искренней и несокрушимой – стоит только чуть-чуть засомневаться, и источник твоей магической силы растает в воздухе. С точки зрения освоения магия Света – самая сложная, и заниматься ею могут только по-настоящему сильные духом. Причем с того момента, как будущий маг начнет свое послушание и до того, как его силы хватит на настоящее заклинание, может пройти много лет.

Тут мы снова возвращаемся к религиям. Дело в том, что сам по себе маг, конечно, может научиться черпать силу в своей вере, но процесс самосовершенствования займет у него уж очень много времени – а далеко не все расы могут позволить себе провести сотню-другую лет в уединении на пике какой-нибудь горы в молитвах. Поэтому для того, чтобы облегчить процесс становления мага Света, используется основа религии. Так действительно проще: религия в большинстве случаев вбивается в голову мага с детства, многочисленные обряды и ритуалы только укрепляют веру, и после каких-нибудь десяти лет жесткого послушания наш юных монах становится вполне пригодным для творения заклинаний. Десять лет – это ведь куда более разумная цифра, чем сто, вы не находите? Правда, большинство человеческих монахов-магов считает и этот срок чересчур долгим.

Перейдем к теории магии. Сейчас будет сложно, слушайте внимательно. Итак, представим себе мир как некое скопление разумов. В этом мире разумно все – орк, его топор, его носовой платок и земля, на которую орк наступает. Каждый разум осознает себя и по каким-то признакам отличает себя от окружающего мира. Скажем, орк знает, что его зовут Грак, он родился в резервации Северного Волка и у него совершенно зеленый нос. Топор знает, что его выковал из адамантита кузнец Сибил Криворукий, проживающий в штормградском квартале дворфов, отличает на вкус кровь людей от крови орков, сильно переживает по поводу свежего скола на лезвии и мечтает о том, чтобы его наконец почистили. Носовой платок помнит тепло рук младшей сестры Грака, вышивавшей сердечко в углу, ощущение иглы, раздвигающей нити ткани и запах внутренности орочьего кармана. Земля, по которой ступает орк, знает все свои песчинки, помнит каждую каплю пролитого на нее эля, и ощущает себя частью большего разума. Каждый из этих разумов устроен по-своему, и, скорее всего, даже не представляет себе, что у другого тоже могут быть какие-то осознанные мысли. Тем не менее, именно самосознание делает все эти вещи именно тем, что они есть.

А теперь представьте себе, что орк Грак нашел под кустом магический жезл. Грак никогда раньше не видел магических жезлов, но бросать находку жалко, поэтому он начинает использовать жезл для колки орехов и очень скоро приходит к выводу, что эта штука была создана именно для этой цели. Чем больше Грак колет орехов, тем крепче его вера в то, что жезл является приспособлением для колки орехов. Жезл при этом твердо уверен в том, что он жезл, а то, что им колят орехи – сущее недоразумение. До тех пор, пока разум жезла незамутнен, все в порядке. Но если вера нашего Грака поистине крепка, и он очень убедительно ее доказывает, начинается магия. Допустим, Грак ежедневно разговаривает с жезлом, убеждая его в том, что он был создан исключительно для борьбы с ореховой скорлупой. Постепенно жезл начинает ему верить, и по мере того, как крепнет вера жезла, сам он превращается в щелкунчика. Вот она, магия веры.

Запутались? Я так и подумала. Итак, еще раз, но проще: орк и жезл обладают разумом. Каждый из них твердо знает, что он – это то, что он есть и верит в то, что каждый другой – то, чем он кажется. Но если вера орка крепче веры жезла, жезл уступает орку и превращается в то, что видит орк, меняя себя.

2. Дух. Проекция веры

Тут мы подходим к новому термину: духу (или, на магике, спириту). Честно говоря, он мне совершенно не нравится, но так уж получилось, что Антонидас использовал именно его – придется смириться. Итак, что такое дух? Дух – это такое свойство разума, извините за тавтологию, «разумных рас», позволяющее представителям этих рас проецировать свое представление о реальности на другие разумы. То есть, говоря проще, делиться верой. Убеждать.

Вопрос о том, откуда берется дух, и по сей день остается открытым. Религиозные деятели убеждены, что дух вдохнуло в разумные расы их божество, исследователи связывают появление духа с социальными обрядами, кто-то винит во всем появление наару как дестабилизирующего элемента… как бы там ни было, дух есть, и для магов Света он представляет собой особую ценность. Потому что именно от духа как параметра зависит объем мана-пула жрецов и паладинов, и именно он, в конечном счете, определяет их способности.

Возьмем, к примеру, исцеление Светом. Жрец или паладин, которому нужно исцелить сломанную ногу пациента, по сути, должны просто уверовать в то, что нога уже срослась (но ни в коем случае не в то, что она никогда не ломалась), и спроецировать свою веру на пациента – то есть убедить его и его ногу в том, что они совершенно здоровы. Как это происходит? Целитель в красках и лицах представляет себе перелом со всеми отлетевшими осколками кости, порванными мышцами и прочими анатомическими подробностями, а затем в тех же красках представляет себе, как происходит процесс срастания костей и тканей. В этот момент он как бы выходит за пределы своего разума, ощущая себя одновременно и костью, и мышцей, и кровью, и самым крошечным волоском на коже пациента – ему нужно расслоить свое сознание на множество сознаний куда более низкого уровня, и с их помощью убедить в своей вере все те маленькие разумы, с которыми он взаимодействует. И разум пациента тоже, а то ведь он будет кричать от боли, пока целитель возится.

Все это звучит очень страшно, но на самом деле большинство адептов Света не осознает до конца своих действий. Для них работа с духом – штука такая же естественная, как для нас – черпание силы из ручейка Тайны. И вера их такая же «автоматическая», и процесс убеждения идет как бы сам собой. Моя мать, луносветская верховная жрица и наставница молодых целителей, любит сравнивать процесс Убеждения с вышиванием. Мол, поначалу ты, конечно, думаешь о каждом стежке на ткани, но уже через пару лет тренировок перестаешь замечать каждое свое действие, сосредотачиваясь лишь на конечном результате. И там, где другие видят лишь яркие нити и танцующую иглу, ты видишь уже сотканный гобелен.

3. Свет и Тьма

Очень часто я слышу такую фразу «раз есть магия света, должна быть и магия тьмы». Что ж, давайте разберемся с этим вопросом. Когда я говорю «магия Света», я имею в виду, по сути, «магию Веры». Свет в данном случае – всего лишь устоявшееся название, потому как самыми популярными адептами Веры в Восточных Королевствах всегда были жрецы Истинного Света. Но это совершенно не значит, что все маги Света верят в одно и то же.

Возьмем хотя бы тех же жрецов: жрица ночных эльфов черпает силу в вере в Элуну, жрица высших эльфов – в вере в Солнце, жрица эльфов крови – в вере в Древнюю Кровь и единство собственного народа, жрица людей – в вере в Истинный Свет, жрица троллей – в вере в своих лоа. Тем не менее, все они действуют одинаково – проецируют свою веру на своих пациентов, заставляя боль уходить, а кости – срастаться.

Жрецы Тени отличаются от жрецов Света исключительно убеждениями. С технической точки зрения они используют те же методы Убеждения, проецирования собственной веры. Другое дело, для чего они это используют, и какими моральными принципами руководствуются. Хороший жрец может с одинаковой легкостью снять боль и внушить ее, срастить кость или сломать ее – ведь если разум можно убедить в чем-то одном, его можно убедить и в чем-то противоположном.

4. Убеждение и подобие. Организации разумов

На вводной лекции я говорила, что существуют три применения школы Иллюзии – иллюзия, воспоминание и предсказание. Теперь, когда мы знаем теорию магии Света, можно рассмотреть эти понятия с новой стороны.

Итак, что такое иллюзия? Это Убеждение субъектом объекта. Целитель убеждает пациента в том, что тот здоров. Жрец тени убеждает жертву в том, что она испытывает адские мучения. Паладин убеждает свой затупленный меч в том, что он все еще остер, как бритва, да еще и заряжен чистой энергией Истинного Света, поэтому рубит нежить, как масло.

Что такое воспоминание? Это Убеждения субъектом субъекта, то есть самого себя. Жрец тени убеждает себя в собственной бесплотности, принадлежности к царству мертвых – и переходит в теневую форму. Жрец Элуны убеждает себя в том, что он – камень, и неподвижно сидит на вершине холма годами, не испытывая потребности ни в воде, ни в пище, ни в ароматной ванне. Охотник убеждает себя в том, что он во всем подобен орлу, и зрение его обостряется, а стрелы бьют без промаха.
Что такое предсказание? Предсказание – субъекта объектом. Убеждение наоборот. Жрецы Истинного Света называют такое поведение Подобием: монах выбирает себе в пример некий объект, прислушивается к его, объекта, вере, и проецирует эту веру на самого себя. То есть, например, смотрит на топор и верит в то, что он и есть этот самый топор. На первый взгляд кажется, что воспоминание и предсказание – это одно и то же, однако не спешите с выводами. Потому что если вы подумаете так, вы жестоко ошибетесь.

Дело в том, что при воспоминании маг остается собой, сохраняет собственный разум. Да, он может быть подобным камню или орлу, но именно что «быть подобен», обладать теми же свойствами. В случае с предсказанием ситуация совершенно иная: подобие возможно только при полном отречение от собственного сознания. Как же в таком случае маг может вновь стать собой, вернуться в собственный разум, спросите вы. Я отвечу – самостоятельно он сможет сделать только в одном-единственном случае: если он будет подобен более высокоорганизованному разуму. Во всех остальных случаях маг либо умрет, либо до конца своих дней пробудет тем, в чем себя благополучно убедил. Ну, если его не переубедит какой-нибудь другой маг, конечно.

Вы что-нибудь знаете о силитидах? Это разумная раса насекомоподобных существ, появившаяся задолго до кал’дореев и троллей (кто бы из них ни был древнее). Самая интересная особенность силитидов заключается в том, что лишь некоторые особи, так называемые «высшие», имеют разум, по своему уровню развития сравнимый с нашим. Большая же часть сообщества силитидов подобна животным, а то и обычным насекомым. Однако при этом все силитиды обладают очень высоким уровнем духа, поэтому они могут делиться своей верой и своими знаниями друг с другом, создавая как бы сверхразум, структуру разумов, которой может управлять один из высших силитидов. Такой разум гораздо более высокоорганизован, чем наш, ибо он состоит из сотен и тысяч сознаний, и объединяет в себе безумное количество знаний, эмоций и впечатлений.

Подобной структурой разума обладают и некоторые, так сказать, более крупные сообщества. Например, разум океана состоит из разума каждой капли его воды. А разум планеты – из каждой крупицы песка, лавы, преющих листьев и всех прочих ее физических составляющих. Вы можете вообразить себе такую структуру? Разумеется, нет. Именно поэтому у вас есть шанс выжить, применяя подобие – мощности вашего разума просто не хватит для того, чтобы вобрать в себя столь сложную структуру. Максимум, на который способны представители разумных рас – это убедить себя в том, что они являются частью этой огромной структуры, слиться с ней. При этом маг «потеряет себя», но сможет к себе вернуться просто потому, что его разум не замещается ничьим другим разумом, а всего лишь временно встраивается в мировую мозаику на правах кусочка головоломки. Попробуйте на досуге, это очень интересное ощущение.

На этом на сегодня все, о школах магии Света поговорим в следующий раз. Прошу вас, задавайте свои вопросы.

Полный список лекций цикла «Теория Магии»:

1. Вводная лекция. Магия Азерота.
2.
Фундаментальная магия. Источники, Школы и Сферы магии.
3.
Тайная магия. История, природа, применение.
4. Тайная магия. Школы.
5.
Магия Света. История, природа, применение.
6. Магия Света. Школы.
7. Магия Природы. История, природа, применение.
8. Магия Природы. Школы.
9. Магия Силы и Гордости. История, природа, применение.
10. Магия Силы и Гордости. Школы.

 

You may also like...

No Responses

  1. Rantir:

    Спасибо за статью) Жду продолжения) (Хорошо пишешь, очень нравится)

  2. Set:

    В таком случае почему паладины верят в свою неуязвимость только 30 секунд (или сколько там), независимо от наличия угрозы? А жрец тьмы не представит сразу мозг противника, превращённый в кашу, вместо чем по мелочам жизнь вытягивать? Сдаётся мне вся эта статья в основном высосана из пальца. Так дойдём до того, что перед атакой на Озере Ледяных Оков будем молиться духу машины, чтобы тараны быстрее ездили и были неуязвимы для противника. Только Омниссии нам тут и не хватало (вместе с духом платка).
    P.S. Пытаюсь представить себе орка с вышитым платочком в кармашке. Не получается.

  3. А как тогда действуют тайные и другие маги? Тоже внушают противнику, что его обжигает огненный шар/ледяной болт?

  4. Фарлен:

    Заклинатели тайной магии колдунствуют по несколько иному принципу. В вере нет никакой необходимости, маг использует энергию, которая существует вокруг него и уже эта энергия преобразуется в заклинание.
    Источником энергии, например, может служить демон, тогда это будет магия скверны, а может быть чистая аркана из Колодца Вечности.

  5. О том, что и как делают Тайные Маги, вы узнаете в пятницу. Не переключайте канал :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>